Я всегда был уверен, что «клинеториентированность» и «клиентоцентричность» - это слова синонимы. И не только потому, что эти слова похожи по смыслу, но и потому, что мы всегда различали два принципиально разных подхода ведения бизнеса: продуктовоцентричный и клиентоцентричный.
Первый подход - производственный. Это когда в центре внимания находится «Продукт». Такой подход по своей сути является продуктовоцентричной картиной мира. И все решения людей с таким мировоззрением видятся исключительно через призму усовершенствования продукта – всё крутится вокруг него – заказы, производство, качество, материалы, снабжение, оборудование, и т.п. А клиент – где-то на обочине.
Второй подход рыночный – когда в центре внимания находится «Клиент», а всё остальное крутится вокруг него, в т.ч. и «Продукт». И все решения людей с таким мировоззрением видятся исключительно через призму наилучшего удовлетворения потребностей клиентов – рынок, цены, реклама, позиционирование, магазины, полки, поставки, сервис, и т.п. Это будет клиентоцентричной картиной мира.
Ну, а если мы помещаем клиента в центр нашего внимания и заботы, это и будет клиенториентированностью, и всем понятно, что это означает. Но вот на конференции «Осознанная карьера» HR & Карьера: Осознанные стратегии для лидеров, команд и личного прорыва», выступление Гаррета Джонстона, бизнес-консультанта и эксперта по глобальной конкуренции, перевернула моё прежнее представление о клиенториентированности!
Из его выступления стало понятно, что «клиенториентированность» и «клиентоцентричность» - это не только не синонимы, это два принципиально разных понятия! И разница между у ними в том, что клиенториентированность – основа 5-го технологического уклада, а клиентоцентричность - основа 6-го технологического уклада, и как раз в наше время начинается переход от одного к другому. И этот переход следует из анализа волн Кондратьева, нашего известного учёного и соотечественника.
Гаррет объясняет логику перехода: если 5-ый уклад был про людей, которые делают удивительные технологии, то 6-ой уклад – про технологии, которые делают удивительных людей! В этом смысле, клиентоцентричность – это максимальное сверх развитие клиента!
Т.е. трансформация его в новое качество! И показывает на примере фото индустрии: в 5 укладе это продажа клиентам классных фотоаппаратов, а в 6-м укладе – это создание из клиентов классных фотографов!
Т.е. клиентоцентричность — это совсем другой взгляд на бизнес! От слова «совсем»! Отсюда вывод: клиенториентированные компании делают крутые продукты, а клиентоцентричные – крутых клиентов! А ключ к этому «совсем» другому бизнесу – это идеология! Которая определяет смысл ключевой идеи – куда и зачем идти?
И вот тут важный момент – в нынешнем мире реализация такой стратегии будет автоматизироваться в процессах с помощью ИИ.
Это будет похоже на то, как в своё время появилось электричество – без него никуда, но и преимуществ оно никому не дало – для всех его использование одинаково. Как же тогда компаниям конкурировать в эпоху всеобщей оцифровки бизнеса, задаёт вопрос автор доклада? И даёт ответ: только благодаря бизнес-идеологии! Нет вдохновляющей идеологии – нет побеждающей стратегии! И в доказательство приводит график, на котором показано, что даже самые крупные корпорации на мировых фондовых рынках умирают за период 13 лет!
В заключении основной вывод – идеология бизнеса становится его ключевым конкурентным преимуществом в мире повсеместной ИИ автоматизации в наступающую эпоху 6-го технологического уклада!
Я второй раз слушаю выступление господина Джонстона, и также, как и в прошлый раз, остаюсь под сильным впечатлением от такого мощного инсайта! И селфи с мастером на память! Всегда приятно, когда находишь подтверждение своим мыслям у такого гуру управления, как Гаррет! Огромная благодарность за прекрасное выступление, и пожелание ему дальнейших успехов!
А тут ещё загадка - то ли случайность, то ли совпадение, но как так вышло, что я сделал свой новый мастер-класс как раз именно сейчас? Ведь он называется «Бизнес-идеология: зачем вам самоорганизация?» - словно в унисон с выступлением Гаррета Джонстона!
Я его провожу на площадке Все Тренинги.ру для тех, кому интересно разобраться, что такое бизнес-идеология, и зачем она бизнесу? Приглашаю всех желающих – заходите по ссылке https://vsetreningi.ru/trainings/biznes-ideologiya_zachem_vam_samoorganizaciya/?date=292376 Или закажите его на сайте в разделе Мастер-классы /webinary, там он есть в общем списке.
Впрочем, сомневаюсь, что соберётся большая аудитория, ведь кто не в курсе про 6-ой технологический этап, откуда им знать, какую роль теперь будет играть бизнес-идеология? Ну, кроме тех, кто прочитал эту статью до конца! (:-)) Так что приходите, будет тёплая дружеская атмосфера для предметного интерактивного разговора!
Всем успехов в управлении! Ну, или попутного ветра!
Ваш коуч-капитан